Вопросы гражданской обороны
- В каких случаях нет необходимости в уведомлении территориального органа МЧС России о туристском маршруте? Касается ли это обычных пеших походов по лесам?
Порядок информирования территориальных органов МЧС России о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу, утвержденный приказом МЧС России от 29.03.2023 № 270 устанавливает правила информирования территориальных органов МЧС России, в том числе туристскими группами, осуществляющими самостоятельные путешествия по территории Российской Федерации. Пешие походы в лесных массивах являются самостоятельными путешествиями, а значит для их безопасного совершения требуется регистрация установленным Порядком.
- Список участников маршрута необходимо предоставить за 10 дней до даты отправления. Как быть, если за 10 дней до поездки весь список еще не известен? Нужно предоставить список только тех, кто точно поедет, или же предоставить список с учетом людей, которые возможно поедут? Что делать, если в день поездки число людей отличается от числа людей, поданных в уведомлении?
Правила информирования территориальных органов МЧС России утверждены приказом МЧС России от 29.03.2023 № 270. Ответственный представитель должен непосредственно перед началом туристского мероприятия (не ранее чем за сутки), проинформировать Главное управление МЧС России по Амурской области (в случае если маршрут передвижения начинается на территории Амурской области) о предстоящем начале туристского мероприятия и в случае необходимости уточнить ранее предоставленные сведения.
- Как получить единовременную материальную помощь в результате чрезвычайной ситуации за счет средств федерального бюджета?
- Оказание единовременной материальной помощи из федерального бюджета носит заявительный характер. Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают на имя главы местной администрации заявление установленного образца. После чего по указанному в заявлении адресу выезжает комиссия, создаваемая органами местного самоуправления, и составляет заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Гражданину необходимо ознакомиться с заключением комиссии и суммой единовременной материальной помощи.
Какие виды помощи может получить гражданин, пострадавший в результате чрезвычайной ситуации?
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения
- об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации
- при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера.
При чрезвычайных ситуациях муниципального характера органы местного самоуправления также вправе оказывать финансовую помощь пострадавшим гражданам.
Размеры и порядок выплат устанавливаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответственно.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального или межрегионального характера пострадавшие граждане имеют право на получение из федерального бюджета следующих видов финансовой помощи (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928):
а) единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека;
б) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека за частично утраченное имущество первой необходимости и 100 тыс. рублей за полностью утраченное имущество первой необходимости;
в) выплата единовременного пособия:
- членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся
- на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
- семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;
- гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред – в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред – в размере 200 тыс. рублей на человека).
- Какие условия оказания пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости за счет средств федерального бюджета?
Условия оказания пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета (в случае признания чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуацией федерального или межрегионального характера):
а) проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил РСЧС;
б) нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Условия оказания пострадавшим гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости за счет средств федерального бюджета (в случае признания чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуацией федерального или межрегионального характера):
а) проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил РСЧС;
б) утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Каков размер финансовой помощи гражданам в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального характера, оказываемой за счет средств федерального бюджета?
Размер финансовой помощи гражданам в связи с утратой имущества первой необходимости установлен подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации № 1928 от 28 декабря 2019 года и составляет: за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости в размере 100 тыс. рублей на человека.
- Какое имущество является имуществом первой необходимости и какие критерии его утраты?
Имущество первой необходимости включает в себя (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928):
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).
Критерии утраты имущества первой необходимости (п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928):
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
- Какой порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты (СИЗ)?
Порядок обеспечения и основные положения определены Приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».
Пункт 2. Обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.
Пункт 3. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.
Пункт 6. Обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон: (в ред. Приказа МЧС России от 31.07.2017 № 309)
- защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
- возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
Пункт 7. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:
- федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
- организациями - работников этих организаций.
- Где находится ближайшее защитное сооружение гражданской обороны к моему месту жительства?
Информацию об основных способах защиты от чрезвычайных ситуаций, опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также о действиях по сигналам оповещения и другим вопросам можно получить в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям района нахождения, созданных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2020 № 841 «Об утверждении положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны», а также в органах специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований (управления, отделы, отделения, сектора ГО и ЧС) .
Информация об укрытии населения также есть в управляющих компаниях (задача определена на совещания проводимых губернатором области).
- Как проводится эвакуация на территории Амурской области?
В соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правительства Амурской области, в целях организации эвакуационных мероприятий на территории области заблаговременно (в мирное время) разрабатываются планы эвакуационных мероприятий соответствующих уровней (региональный, муниципальный и объектовый). Руководит планированием и проведением эвакуационных мероприятий эвакуационная комиссия Амурской области.
Для проведения эвакуационных мероприятий в муниципальных образованиях создаются эвакуационные органы: эвакуационные (эвакоприемные) комиссии, сборные (приемные) эвакуационные пункты, определяются безопасные районы для размещения эвакуируемого населения и размещения материальных и культурных ценностей, маршруты проведения эвакуационных мероприятий, организации обеспечивающие проведение эвакуационных мероприятий (транспортные и обеспечивающие первоочередное жизнеобеспечение эвакуируемого в безопасные районы населения).
Эвакуации подлежат:
- работники расположенных в населённых пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасный район, а также неработающие члены семей указанных работников;
- нетрудоспособное и не занятое в производстве население;
- материальные и культурные ценности.
- Зачем территориям присваивают группы по гражданской обороне и для чего они нужны?
Отнесение определенных территорий к группам по гражданской обороне осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая и вторая группы по гражданской обороне.
Установление для территории определенной группы по гражданской обороне необходимо для организации планирования и выполнения органами местного самоуправления мероприятий, направленных на защиту населения и территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Почему некоторые организации имеют категории по гражданской обороне?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат, организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение, имеющие мобилизационные задания (заказы), представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Для организаций, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности, первая и вторая категория.
Установление для организаций категорий по гражданской обороне необходимо для организации планирования и выполнения руководителями организаций мероприятий, направленных на защиту работников организаций, продолжающих работу в военное время, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Что такое силы гражданской обороны и кто в них входит?
Для выполнения задач и мероприятий по гражданской обороне в муниципальных образованиях создаются силы гражданской обороны.
Законом Российской Федерации «О гражданской обороне» определено, что силы гражданской обороны это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
К спасательным воинским формированиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны относится личный состав территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России.
К подразделениям Государственной противопожарной службы относятся пожарно – спасательные формирования расположенные на территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны могут создавать спасательные службы предназначенные для проведения специальных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этих целей необходимых сил и средств, обеспечения действий гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области.
В состав спасательных служб гражданской обороны аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны (далее – формирования).
Формирования создаются организациями, имеющими мобилизационное задание (заказ) и входящие в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий гражданской обороны при этом эксплуатирующие опасные производственные объекты, особо радиационно опасные и ядерно производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и высокой опасности, а также организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
- Где можно получить справку о произошедшем ЧС для страховой компании?
Подобную справку можно получить в администрации Вашего муниципального образования. Главное управление МЧС России по Амурской области в соответствии с приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. № 217 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" не наделено полномочиями выдавать подобные документы.
- Кто занимается устранением аварий и угроз на системах ЖКХ и придомовых территориях?
Согласно пункта 7 статьи 42 и статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации землепользователь обязан выполнять мероприятия по защите земель от водной эрозии, подтопления и других процессов, ведущих к деградации земель;
- на основании пункта 1 Закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения сельских поселений, вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, организации благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения, содержания мест захоронения, создание, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в границах поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, закреплены за сельскими поселениями области;
- в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в полномочия органов местного самоуправления входят вопросы по подготовке и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно – спасательных и других неотложных работ при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- в соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ функции по созданию благоприятных и безопасных условий для проживания граждан возложены на управляющую организацию.