Пожарная охрана Амурской области в годы Великой Отечественной войны

Амурская область в годы Великой Отечественной войны находилась в глубоком тылу, но с первых дней войны существовала угроза нападения Японии на Дальний Восток. Пожарные Приамурья уходили на фронт, оставшиеся несли службу в усиленном варианте, готовились в случае необходимости защищать восточные рубежи страны с оружием в руках.

Годы Великой Отечественной войны – особая страница в истории пожарной охраны страны и каждого пожарного подразделения. В Государственном архиве Амурской области, в архивах пожарных подразделений городов хранятся документы периода Великой Отечественной войны, которые свидетельствуют о тяжелой работе пожарных области, о пристальном внимании к обеспечению пожарной безопасности на объектах народного хозяйства, о суровой ответственности за нарушение трудовой дисциплины.

Уже в первые дни войны личный состав пожарных частей был переведен на усиленный вариант несения службы, т.е. на двухсменное дежурство. Согласно книге приказов по городской пожарной команде НКВД г.Зеи, с 20 часов 24 июня 1941 года личный состав пожарной команды был переведен на двухсменное несение службы, шоферы и телефонистки продолжали нести службу в прежнем, трехсменном режиме. А с 1 января 1942 года пожарные были переведены на 12-ти часовое несение службы с отдыхом 24 часа. В соответствие с приказом №98 от 4 июля 1941 года на усиленный вариант несения службы были переведены пожарные города Свободного.

Бойцы пожарной охраны Приамурья уходили на фронт. В августе 41-го в ГПК г.Зеи зарегистрирован первый приказ с формулировкой «уволить в связи с уходом в РККА» (ред. - рабоче-крестьянская Красная Армия). Первым по призыву покинул ряды пожарных города Зеи боец Иван Савельевич Шпак, следом призвали политрука Ивана Платоновича Ермакова, пожарного П.К. Белоусова, в феврале 1942 – командира отделения Л.М. Субачева. А в приказе начальника Благовещенского городского отдела пожарной охраны от 17 июля 1941 года отмечалось: «... в связи с тем, что в караулах осталось по 2 - 3 человека по случаю ухода 10 человек на военную (службу) подготовку…».

С декабря 1941 года на основании директивы отдела пожарной охраны НКВД от 6.12.41 «О всеобщей обязательном обучении военному делу личного состава ГПК НКВД» весь личный состав подразделения г.Зеи в возрасте от 16 до 50 лет обязан был являться по расписанию на занятия по военной подготовке, а с февраля 1942 года обязательной стала и лыжная подготовка, занятия проводились в свободное от несения службы время: «На основании директивы ОПО НКВД по Читинской области от 13.12.1941 № 0942 приказываю: всему личному составу приступить к лыжному спорту с тем, чтобы каждый боец, командир научились ходить на лыжах. Ответственность за обучение возлагаю на командира отделения тов. Субачева А.М,. для чего сделать расписания. Занятия проводить в свободное время от дежурства» (приказ №36 от 14.02.1942) .

2 июля 1941 г. Совет народных комиссаров СССР издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Постановление предусматривало всеобщее обучение граждан приемам и способам защиты от воздушных нападений, определяло порядок создания групп самозащиты - массовых формирований МПВО.

Уже в августе-сентябре 41-го года на территории города Свободного начинаются тренировки по воздушной химической тревоге. А весь личный состав Зейской ГПК проходил учебу по курсу противовоздушной и противохимической обороны с получением удостоверения по приказу штаба МПВО зимой 42 года. Кроме того, по решению исполкома Зейского райсовета депутатов трудящихся все взрослые от 14 до 50 лет и дети от 10 до 13 лет были обязаны пройти обучение по курсу «Готов к санитарной обороне», у пожарных занятия проходили в подразделении.

В годы Великой Отечественной войны пожарные Приамурья не только тушили пожары, несли боевое дежурство, заготавливали сено для лошадей пожарных команд. Бойцы помогали сельским труженикам в период посевной кампании, помогали собирать урожай и заготавливать сено, выезжали на лесозаготовки, командировались на работу по строительству промышленных предприятий. Причем, как следует из приказов Зейской ГПК, на это время за пожарными сохранялось лишь 50 % заработной платы по основному месту работы, в колхозе работали все, в том числе и начальник городской пожарной команды Г.И. Кацанов. А приказ начальника пожарной команды города Белогорска гласит: "С 11 января 1942 года тов. Иванов Григорий Михайлович командируется на охоту. В связи с недостатком продовольствия и пополнения вышеназванного до 31 января 1942 года".

В это трудное время, когда не хватало просто хлеба, пожарные Амурской области собирали подарки на фронт, отчисляли из своего 50-ти рублёвого денежного довольствия деньги на оборонную промышленность, на строительство танков, самолетов, рыли окопы, заготавливали лес. Например, пожарные Свободненской пожарной команды в 1941 – 42 годах постоянно привлекались к рытью окопов, минометных позиций. В сентябре 1942 года они провели воскресник по сбору средств на постройку батареи минометов 9-й гвардейской дивизии (приказ по ГПО № 46).

Как свидетельствуют приказы того времени, требования к соблюдению трудовой дисциплины были очень жесткие, наказания за правонарушения были очень суровые, по законам военного времени. Например, приказ № 110 от 11.09.1944 г. по Зейской ГПК НКВД Читинской области гласит: «Бойца тов. Горбачева Н.П. считать уволенным с 1.09.44 г за невыполнение приказа № 108 от 17.07.44 г. Уход с работы уборки урожая 1944 года в колхозе». В книге приказов ГПК НКВД города Свободного зарегистрирован приказ № 123 от 1 сентября 1941 года, согласно которому один из бойцов команды «арестован на 3 суток с выполнением своих обязанностей за не подчинение (ред. - не выполнение) приказа во время воздушной химической тревоги». Строгость принимаемых мер была вызвана военным положением, но при этом боец не освобождался от выполнения своих обязанностей. Ни одного приказа об уходе в отпуск в годы Великой Отечественной войны не было.

Контакты

101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4162) 226-105
Приемная начальника
8 (4162) 539-999
Единый «телефон доверия»