История гражданской обороны
Гражданская оборона - история создания
Впервые возможность дезорганизации тыла появилась во время мировой войны 1914-1918 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. В Советском Союзе фундамент гражданской обороны (до 1961 года она именовалась местной противоздушной обороной - МПВО) начал закладываться в первые годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО были проведены в Петрограде в марте 1918 года после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. МПВО в годы Великой Отечественной войны спасла от разрушения немецкими фашистами Москву, Ленинград, Мурманск, Киев, Севастополь, Воронеж, Тулу и многие другие города. Про Сталинград такого не скажешь, и не потому, что там были плохие бойцы МПВО. Этот город более полугода был фронтом. Гитлер бросил на него чуть ли не всю свою авиацию, но город выстоял и победил.
В утвержденном в 1928 году Наркомом по военным и морским делам первом Положении о противоздушной обороне СССР было записано, что противоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла необходимость организации обучения населения защите от воздушного и химического нападения. Массовая подготовка населения по противоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 году свыше 3000 добровольных формирований МПВО. Более 3,5 миллионов человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ.
Помимо основных задач, МПВО предусматривала проведение большой информационно-практической работы с гражданским населением, что позволило сохранить множество жизней и спасти огромное количество материальных ресурсов, сыгравших важную роль в восстановлении мирной жизни
4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о противоздушной обороне СССР, согласно которому местная противовоздушная оборона была выведена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования общесоюзной МВПО, преемницей которой стала гражданская оборона СССР. С 1935 года подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобрела еще более широкий размах, в частности, были установлены нормативы сдачи на значок "Готов к ПВХО" (противовоздушной и противохимической обороне).
Незадолго до Великой Отечественной войны завершились создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались на базе существующих предприятий и организаций городских органов власти. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов приграничной зоны к противоздушной и противохимической защите.
В послевоенный период, опираясь на богатый опыт войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествующей деятельности МПВО, были уточнены ее задачи и организационная структура.
Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 году вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты от него.
В 1961 году МПВО была переименована в гражданскую оборону (ГО) СССР. В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий. В 1987 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, постановлением правительства на гражданскую оборону были возложены задачи борьбы с природными и техногенными катастрофами.
27 декабря 1990 года Совет министров РСФСР принял постановление "Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".
30 июля 1991 г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям. 5 августа 1991 г. председателем Комитета был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.
Одним из первых памятных событий в жизни нового ведомства и проверки его профессиональной готовности в сентябрь 1991 г. стала аварийно-спасательная операция на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе, где на 150-метровой высоте надломился и завис 700-тонный обломок трубы, эффект падения которого стал бы эквивалентен 9-ти бальному землетрясению. Работы велись несколько дней, на один только подъем к месту надлома спасатели тратили 50 минут. Спасатели - альпинисты поднялись по накренившейся трубе и заложили 350 кг взрывчатки. Направленным взрывом обломок был снесен в точно рассчитанное место. Эта операция занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Руководил аварийно-спасательной операцией С.К. Шойгу. В ней приняли участие сотрудники ГКЧС Сергей Кудинов, Андрей Рожков, Кирилл Бородин, Сергей Лебедев и другие.
Кроме того, в 1991 году силы ГКЧС РСФСР принимали участие в ликвидации последствий наводнений на р. Волге, в Бурятии и в Читинской области, землетрясения в Краснодарском крае. В 1991-1992 гг. принимал участие в оказании помощи населению, оказавшемуся в зоне межнациональных конфликтов. В основном его деятельность заключалась в организации эвакуации пострадавшего населения в безопасные районы, оказании медицинской и гуманитарной помощи жителям Северной и Южной Осетии, Абхазии, Ингушетии и др. Все чаще дают о себе знать крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного характера, это землетрясения в Пакистане, Китае, Японии и Греции, Чеченской республике, Сахалинской области, а также техногенного характера –авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Появляются новые виды эпидемий и болезней. За последние годы «чрезвычайная» служба России провела более 200 тысяч спасательных операций в России и в пятидесяти странах мира.
Международным гуманитарным правом (Женевская конвенция защиты жертв войны 1949г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных или стихийных бедствий, создание условий для его выживания.
Международная организация гражданской обороны (МОГО) действует с 1972 года. В ее состав входят более 50 стран-участниц и 20 – в качестве наблюдателей. МЧС России вошло в нее в 1993 году. В 1996 году был создан Корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования России, силы которого принимали участие в операциях ООН по обеспечению выживания в Руанде, Заире, Афганистане, Танзании. Министерство плодотворно сотрудничает с Норвежским Красным Крестом, Швейцарским корпусом помощи при катастрофах, с Австрией, Германией, Финляндией.
В настоящее время выполнение задач защиты населения и территорий является неотъемлемой частью государственных мероприятий по обеспечению национальной безопасности страны и ее стабильному социально-экономическому развитию. В России сформирована и эффективно действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая является национальной системой противодействия кризисным явлениям. В ее рамках функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, включающая в себя более семи тысяч организаций и учреждений. Развивается индустрия спасательных технологий и спасательного оборудования.
Создана единая система обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения, на основе внедрения современных обучающих методик и технических средств. Регулярно проходят учения и штабные тренировки, организовано обучение руководящего состава в учебных заведениях и учебно-методических центрах МЧС.
С целью обучения различных категорий населения и доведения информации создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН).
Гражданская оборона в России сегодня — это система защиты населения, одинаково эффективная в условиях как мирного, так и военного времени. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также руководители организаций и предприятий несут персональную ответственность за состояние ГО. Задача гражданской обороны — обеспечение защиты каждого гражданина России при возникновении кризисной ситуации. В последнее время акценты в этом направлении перенесены на чрезвычайные ситуации в мирной жизни. Для реализации этих задач сформирована эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», а также закон «О гражданской обороне». Последний документ предполагает четкое разделение полномочий и ответственности между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями в области ГО в рамках проводимой в стране административной реформы. Для защиты населения страны предназначены войска гражданской обороны и внештатные аварийно-спасательные формирования. Войска ГО являются неотъемлемой частью государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Это государственная военная структура, которая включает в себя соединения, воинские части и организации, входящие в состав МЧС России. Сегодня они составляют основу сил быстрого реагирования «чрезвычайного» ведомства, решая специальные задачи мирного и военного времени. Эвакуация населения, решение вопросов жизнеобеспечения людей, оказавшихся в зоне ЧС, восстановление пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов, сохранение культурного наследия — все это лишь некоторые из задач, выполнение которых — прерогатива войск гражданской обороны.