Позади два месяца лета. О предварительных итогах купального сезона, основных ошибках отдыхающих у воды и причинах гибели людей рассказал главный государственный инспектор по маломерным судам Амурской области Александр Валентинович Коваленко.
- Александр Валентинович, подводить итоги лета и купального сезона еще рано, лето продолжается, поговорим об итогах двух летних месяцев. Как проходит купальный сезон?
- Купальный сезон проходит очень напряженно. Температура воды в водоемах около 25 градусов, температура воздуха около 30, соответственно, очень много отдыхающих на водных объектах. За 2 месяца на водоемах области погибли 29 человек, из которых 5 детей. И эти страшные цифры могли быть значительно выше, если бы не своевременная помощь спасателей, государственных инспекторов ГИМС, сотрудников Береговой охраны и населения, которые оперативно реагировали на призывы о помощи на воде. В нынешнем году спасено тонувших граждан в 6 раз больше, чем в прошлом: в 2021 году было трое спасенных, в нынешнем - 19.
- О проблемах отдыха у воды говорилось нынешним летом много. И, тем не менее, почему гибнут люди, какие ошибки совершают отдыхающие у воды?
- Люди воспринимают нахождение у воды как праздник, как отдых, как возможность расслабиться. А вот о безопасности своего отдыха думают либо в самую последнюю очередь, либо вообще не задумываются. Это во-первых. А во-вторых, гибель взрослых в 90% случаев - это следствие купания в состоянии алкогольного опьянения, а гибель детей - это нахождение у воды и купание без присмотра взрослых.
- Александр Валентинович, специалисты рекомендуют отдыхать в местах, специально для этого оборудованных. Это места массового отдыха и пляжи. В чем отличие?
- Отличие пляжей от мест массового отдыха существенное. Пляж – это специально оборудованное место для купания людей, а место массового отдыха людей - это место традиционного массового отдыха населения у воды, где по естественным причинам отсутствует возможность безопасного купания, например, из-за сильного течения, качества воды, больших глубин, в таких местах можно только окунуться. Но непременным условием эксплуатации и пляжей, и мест массового отдыха является организованное дежурство спасательных постов, поэтому отдых в таких местах максимально безопасен. За последние 5 лет на пляжах и в местах массового отдыха Приамурья происшествий не допущено.
- Сколько в области мест отдыха у воды в нынешнем году?
- В нынешнем году сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими годами: у нас задекларировано 11 пляжей и 13 мест массового отдыха людей, везде созданы спасательные посты и организовано дежурство матросов-спасателей. Для обеспечения безопасности людей в этом году, я бы сказал, организовано дежурство рекордного количества – 14 мобильных спасательных групп. Это нововведение помогло предотвратить значительное количество происшествий. Организовано взаимодействие с Береговой охраной Пограничного управления по реагированию на происшествия на реке Амур, сотрудники которой все лето оказывают содействие по спасению людей на пограничной реке и проведению профилактики. В нынешнем году сотрудники Береговой охраны спасли пять человек.
- Вернемся к пляжам. 11 пляжей и 13 мест массового отдыха – это очень хорошо. Но ведь населенных пунктов, где есть озера, реки, речушки, значительно больше. Как быть жителям населенных пунктов, где водоем есть, а места массового отдыха нет?
- Обеспечение безопасности возложено на органы местного самоуправления, поэтому жителям необходимо требовать от глав организовать хотя бы одного места купания или отдыха на воде.
- Еще одна очень важная тема – регистрация судов. Предположим, человек купил маломерное судно или гидроцикл, дальше что?
- Прежде всего, что необходимо знать судовладельцу, какие суда подлежат регистрации в Реестре маломерных судов. Это маломерные судна не более 20 метров, весом более 200 кг и мощностью двигателя более 8 киловатт (10 л.с.), пассажировместимость не более 12 человек, используемые в некоммерческих целях.
Для регистрации необходимо подать заявление в ГИМС желательно через информационную систему «Единый портал государственных услуг РФ» и предоставить документы, подтверждающие право собственности, техническую документацию на судно и на двигатель. После регистрации необходимо получить разрешение на годность к плаванию, по-старому это называется техосмотр, и в путь.
Для получения удостоверения на право управления маломерным судном необходимо пройти аттестацию, сдать теоретический и практический экзамен на право управления, подать заявку на аттестацию, желательно через портал ЕПГУ, и представить медицинское заключение на годность к управлению маломерным судном.
- Сколько в области зарегистрировано маломерных судов?
- На сегодняшний день в ГИМС зарегистрировано более 9000 судов.
- С регистрацией судов разобрались. А как получить право управления судном?
- Аттестация на право управления маломерным судном начинается с подачи заявления. Через портал ЕПГУ кандидат оформляет заявление на право управления маломерным судном, где выбирает подразделение ГИМС, дату и время прибытия на экзамен. При подаче заявления гражданин уплачивает государственную пошлину.
В назначенное время гражданин прибывает в подразделение ГИМС, государственный инспектор по маломерным судам идентифицирует личность, проверяет предоставленные документы, вносит сведения в информационную систему, которая выдает логин и пароль заявителю для сдачи теоретического экзамена. В экзаменационном классе, под контролем представителей аттестационной комиссии и камер видеонаблюдения, проводится экзамен. В зависимости от заявленных районов плавания и типов судов системой устанавливается ограничение времени на ответы по вопросам, которые также автоматически формирует электронная система.
После успешной сдачи теоретического экзамена кандидату предстоит сдать практический экзамен, назначается дата и время. Полигон для приема практического экзамена оборудован в затоне Центра ГИМС в г. Благовещенске, где также проводится видео фиксация сдачи практического этапа экзамена.
Заявителю предоставлено три попытки на прохождение проверки теоретических знаний и три попытки на прохождение проверки практических навыков управления маломерным судном. В случае неявки заявителя в назначенную дату попытка считается использованной. В случае неудовлетворительных результатов сдачи экзаменов в трех попытках аттестация проводится заново, ранее уплаченная государственная пошлина не возвращается.
При подачи нового заявления гражданин уплачивает государственную пошлину повторно. Результатом предоставления государственной услуги является удостоверение на право управления маломерным судном, которое оформляется в форме электронного документа, направляемого в личный кабинет гражданина на Единый портал государственных услуг, а также на бумажном носителе бланка строгой отчетности.
- Река Зея в районе города Благовещенска очень оживленная: люди купаются, тут же можно наблюдать отдыхающих на маломерных судах и гидроциклах, причем, последние нередко очень близко к берегу подходят, создавая угрозу жизни людей. Существуют ли ограничения для владельцев транспортных средств?
- В соответствии с правилами плавания судоводителям запрещается заходить и маневрировать на акватории пляжей или мест массового отдыха населения на водных объектах. Однако стоит и отметить, что гражданам разрешено купаться только в отведенных местах, запрещено заплывать за буйки, плыть в сторону судового хода, купаться на акваториях баз для стоянок судов.
- Если сравнивать обстановку на водоемах области 10 лет назад и сейчас, какие произошли изменения? Что изменилось в жизни ГИМС за этот период?
- Изменения значительные. В последние годы в деятельность государственной инспекции по маломерным судам ускоренно входит в цифровизация. В настоящее время все государственные услуги оказываются в режиме онлайн в единой информационной системе. Функционирует всероссийский модуль информации, где можно проверить сведения о любом судне и судоводителе независимо от места его регистрации или местонахождения. Разрешено использование фото- и видео фиксации для возбуждения административного делопроизводства, если установлен факт правонарушения.
- Александр Валентинович, десять дней назад приказом министра МЧС России Вы были назначены главным государственным инспектором по маломерным судам Амурской области. Поздравляю Вас с назначением на эту очень ответственную должность. Несколько слов о себе.
- Я родился и вырос на севере Амурской области, 20 лет служил в органах МВД России. Моя служба была связана с контролем за безопасностью на автомобильных дорогах, затем на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в качестве заместителя начальника ОВД – начальника штаба Благовещенского ЛОВДЖВВТ, Забайкальского УВД на транспорте. По завершении службы в 2011 году пришел работать в ГИМС. Транспорт разный, магистрали разные, а суть работы схожа – обеспечение безопасности людей, контроль за соблюдением правил участниками движения.
- Какие цели и задачи Вы ставите для себя в новой должности?
- Одна из задач деятельности главного государственного инспектора по маломерным судам - это обеспечение реализации единой государственной политики в области обеспечения безопасности людей на водных объектах на территории Амурской области. Главная задача, которую я бы хотел реализовать на новом месте службы, - организовать работу в этом направлении так, чтобы добиться снижения количества происшествий на водных объектах до максимально низкого уровня. Чтобы грамотность населения области в вопросах безопасности повышалась, чтобы качество оказания государственных услуг, предоставляемых Государственной инспекцией по маломерным судам, повышалось.
- Александр Валентинович, успехов Вам в реализации намеченных планов.