Гость - начальник центра ГИМС МЧС России по Амурской области, Иван Воробьев
В Амурской области разветвленная речная сеть, и многие амурчане являются владельцами, так называемых, маломерных судов: катеров, лодок и даже яхт. О том, как правильно их эксплуатировать и как прошла маломерная навигация в этом году, мы поговорим с Иваном Васильевичем Воробьевым — начальником центра ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам) МЧС России по Амурской области.
— Иван Васильевич, здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Скажите, какие суда относятся к маломерным? Это суда определенного водоизмещения или есть еще и другие требования?
— Водоизмещение является определением только для несамоходных судов, грузоподъемность которых не достигает 80 тонн. Остальные суда различаются только по мощности и грузоподъемности.
— В цифрах это сколько?
— Маломерное судно — мощность до 55 КВт (75 лошадиных сил) относится к обязательной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам. Сюда же относятся мотолодки с подвесными лодочными моторами, байдарки грузоподъемностью до 150 килограмм, а также резиновые лодки грузоподъемностью до 250 килограмм и прогулочные суда определением для которых служит пассажировместимость — не более 12 человек.
— Это те суда, которые мы, обыватели, называем яхтами?
— Да. Это суда, ни длина, ни мощность которых не ограниченна. Единственный показатель, учитывающийся при регистрации, как я уже сказал, это количество спальных мест.
— А сколько таких маломерных судов зарегистрировано в нашей области?
— На 1 декабря текущего года у нас на учете состоит 7 757 маломерных судов, начиная от байдарок и заканчивая прогулочными судами. Если в 2005 году было зарегистрировано 150 судов в год, то в 2011 мы зарегистрировали более 1 500 новых судовладельцев.
— Как обеспечивается безопасность их эксплуатации? Какие действия предпринимает ваша служба, чтобы люди могли безопасно их использовать: рыбачить, отдыхать, охотиться?
— В первую очередь после приобретения гражданином маломерного судна, он проходит государственную регистрацию в центре ГИМС. Если это новое судно, то техническое обслуживание проводится на 3 года, по истечению 3 лет судно проходит ТО ежегодно. Перед началом навигации судно проверяют, если необходимо его спускают на воду.
— То есть эксплуатация судна похожа на эксплуатацию автомобилем. Существуют правила, как в ГИБДД, судно должно быть зарегистрировано, проходить техосмотр, у лица, которое управляет судном, должны быть права на его управления. Правильно?
— Да, именно так. За исключением того, что, если в ГИБДД человек проходит техосмотр, скажем, в июне, то следующий техосмотр будет также в июне следующего года. На речном флоте это не так, перед каждой навигацией владелец судна должен предоставить его на технический осмотр.
— Иван Васильевич, как прошла навигация этого года? Были ли какие-то небезопасные внештатные моменты.
— Нет, внештатных ситуаций не было, и аварий с участием маломерных судов за эту навигацию тоже не зарегистрировано. Это говорит о дисциплине судоводителей, активностью работы ГИМС.
— У нас постоянно меняется законодательство, появляются какие-то новые правила. Что ждет владельцев маломерных судов в следующем году?
— В основном законодательство меняться не будет, но в связи с тем, что заключен новый договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией по разработке нового технического регламента, где более конкретно будет дано определение понятию «маломерное судно», выйдут новые требования к определению класса судов, в связи с чем, некоторые суда выйдут из-под нашей юрисдикции.
— В чье ведомство тогда попадут эти суда?
— Они уйдут под надзор речного регистра.
— Есть уже информация, когда это произойдет? Когда новый технический регламент вступит в силу?
— Пока называют сроки — примерно март следующего года.
— Ваше ведомство еще занимается ледовыми дорогами. Скажите, когда планируется открыть ледовые переправы в этом году?
— На 2011—2012 года предварительно запланировано открытие 12 ледовых переправ. Буквально сегодня открыли переправу «Февральск-Экимчан» на 24 км реки Селемжа. Ну и далее переправы будут открываться одна за одной.
— Расскажите, пожалуйста, как обеспечивается безопасность движения по ледовым переправам?
— В первую очередь издается постановление главы администрации района о создании переправы, затем определяется заказчик, который будет строить эту переправу, а также назначается ответственный за эксплуатацию.
— Что должна представлять собой переправа, чтобы по ней можно было безопасно переправляться через реку?
— Дорога должна быть расчищена, вдоль переправы должны быть установлены вешки, должен присутствовать аварийный материал на случай аварии, должен быть теплый вагончик, балок, в котором обязательно должны находиться два дежурных.
— Как должны весит себя люди на переправе?
— Люди при нахождении на льду, даже при приближении должны быть внимательны. Обращать внимание на трещины, цвет льда.
— Большое спасибо, Иван Васильевич! Это была программа «В центре внимания», и мы говорили о работе Государственной инспекции по маломерным судам.
Программа «В центре внимания» вышла в эфир «Амурского областного телевидения» 1 декабря 2011г.