26 февраля 2015, 08:45
7
15 минут

Приамурье готовится к весеннему паводку

В Амурской области еще господствует зима, но время, когда начнет таять снег и начнут вскрываться реки, очень близко. На вопросы о подготовке к весеннему пропуску паводковых вод отвечает заместитель начальника Главного управления МЧС России по Амурской области по защите,  мониторингу и предупреждения ЧС Алексей Александрович Мурзин

 

-  Алексей Александрович, какой по прогнозам будет весна 2015 года?

 

 - Долгосрочных прогнозов на весну 2015 года амурские синоптики, с которыми мы тесно взаимодействуем, пока не дают. Вскрытие рек гидрологи ожидают в конце марта – начале апреля. В феврале среднемесячная температура воздуха ожидается выше нормы на 1-2 градуса, количество осадков предполагается около нормы и меньше. Гидрометеорологические показатели, по данным специалистов Амурского гидрометцентра, сложившиеся на сегодняшний день, не превышают среднемноголетних значений и находятся в пределах климатической нормы, за исключением рек, где сохраняется пониженная водность.

       На данный момент рано давать прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций в период прохождения весеннего паводка.  Но, учитывая анализ  многолетних наблюдений, влияющих на формирование предпосылок к весеннему паводку, статистические данные, сложившиеся гидрометеорологические условия, а также основываясь на предварительном прогнозе, можно предположить, что прохождение весеннего паводка в 2015 году не будет существенно отклоняться от параметров аналогичных периодов прошлых лет. При этом образование заторов в пределах среднемноголетних значений исключить нельзя.

 

- А  подготовка к весеннему паводку  уже началась?

 

- Работа ведется с января месяца. Наша главная задача на предстоящую весну и лето – надежно защитить населенные пункты и территорию области от возможного подтопления. Мы проанализировали паводковую обстановку  2014 года, учли события лета 2013 года, когда на Дальнем Востоке  было крупномасштабное наводнение. Организовано взаимодействие с органами исполнительной власти области, заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями.

В настоящее время решаются организационные вопросы, готовится распоряжение Правительства Амурской области «О подготовке АОТП РСЧС к безаварийному пропуску паводковых вод в 2015 году», уточняется и перерабатывается  в соответствии с новыми методическими рекомендациями МЧС России План по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасный период на территории Амурской области.

12 февраля  состоялось заседание КЧС и ПБ при Правительстве Амурской области, на котором  поставлены задачи по организации и проведении мероприятий по защите населения и территорий области от возможного затопления в период весеннего половодья. Уже возобновлена работа межведомственной рабочей группы на период безопасного пропуска паводковых вод.

 

- Алексей Александрович, что еще предстоит сделать в оставшиеся до апреля полтора месяца?

 

     Опыт показывает, что при прохождении паводка нужно учитывать наихудший сценарий развития событий, независимо от того, каков предварительный прогноз. Поэтому на этапе подготовки необходимо предусмотреть все, начиная от организационной работы, принятия постановлений, разработки планов, создания и работы межведомственной рабочей группы, до практических мероприятий: подготовки сил и средств, инженерной и специальной техники, решения вопросов обеспечения жизнедеятельности населения, медицинского, продовольственного обеспечения, охраны общественного порядка, организации информирования и оповещения населения, связи и управления в период прохождения паводка.

В марте – апреле совместной рабочей группой, в которую входят представители органов исполнительной власти, МЧС России, органов местного самоуправления, Ростехнадзора, планируем проверить готовность гидротехнических сооружений к пропуску паводковых вод. В настоящий момент график этих проверок проходит согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах  области.

В марте планируем провести рекогносцировку в районах, где возможно образование заторов и существует угроза подтопления населенных пунктов. Предстоит проверить состояние льда и снежного покрова (толщину, структуру), состояние подъездов к местам планируемых взрывных работ, а также проверить выполнение органами местного самоуправления мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайной ситуации в период весеннего половодья, связанных с затопление населенных пунктов и объектов экономики. Кроме того, в оставшееся время предстоит решить все организационные вопросы, связанные с проведением превентивных мероприятий на этих участках.

 

- Имеется ввиду проведение подрывов? Но в последние годы чрезвычайных ситуаций, связанных с образованием заторов и подтоплением населенных пунктов, не было, целесообразно ли проводить эти мероприятия?

 

 - Что и доказывает правильность и достаточность проводимых превентивных мероприятий. Вместе с этим, несмотря на ежегодную положительную динамику, могут возникнуть и непредвиденные ситуации. «Пожар легче предупредить, чем потушить» - это аксиома. Так и здесь: чрезвычайные ситуации легче предупредить, чем затем устранять в экстренном порядке. Опасные заторы льда формируются не каждый год. В прошлом году вскрытие рек происходило без заторных явлений, однако, в 2013 году было три  случая образования заторов на верхнем Амуре в Сковородинском и Магдагачинском районах, на р. Бысса в Селемджинском районе. К счастью, населенные пункты при этом не пострадали.

Обратимся к истории вопроса. Из чрезвычайных ситуаций природного характера именно наводнения во время весеннего паводка, связанные с образованием ледовых заторов, наносят наибольший ущерб населению и экономике области, поскольку приводят к подтоплению и затоплению населенных пунктов, объектов экономики, сельскохозяйственных угодий.

За последние 15 лет чрезвычайных ситуаций, обусловленных высоким уровнями воды при вскрытии рек, на территории области не было.  Весной 1999 года образовался ледовый затор на реке Амур в Сковородинском районе, произошло подтопление села Игнашино. Толщина льда, выброшенного на берег, достигала двух метров. Уровень воды в течение двух часов поднялся на пять метров. При этом было подтоплено шесть жилых домов, два административных здания, повреждено 100 метров защитной дамбы, 400 метров линии электропередачи, разрушен автодорожный мост. В экстренном порядке были отселены 36 жителей села. Материальный ущерб составил 3,7 миллионов рублей.

А в 2000 году из-за образования заторов на реке Амур подтоплеными оказались три населенных пункта: в Шимановском районе села Нововоскресеновка и Ушаково, в Сковородинском  - село Албазино. В зоне подтопления оказались 60 домов, 2000 га сельскохозяйственных угодий, размыто 18 км автомобильных дорог, повреждено четыре автодорожных моста, повалено четыре опоры линии электропередачи, были отселены 129 человек. Общий ущерб составил более пяти миллионов рублей.

К ликвидации ледовых заторов и ликвидации последствий ЧС и в первом, и во втором случае были привлечены  значительные силы и средства Амурской территориальной подсистемы РСЧС, затрачены значительные  финансовые средства.  После этих событий в Приамурье было принято решение о проведении превентивных мероприятий, что позволило в последующие годы предупредить возникновение ЧС в период весеннего паводка.

Обнаружить и ликвидировать заторы льда в короткие сроки сложно. При их образовании  вода поднимается очень быстро, буквально за два-три часа. А если затор образуется ночью, принять меры по отселению жителей населенных пунктов, подверженных подтоплению, отогнать скот на не затапливаемые участки будет очень сложно. К тому же в темное время суток проводить взрывные работы  нельзя.  Поэтому еще раз повторю, чрезвычайную ситуацию легче предупредить, чем затем устранять в экстренном порядке.

 

- Есть различные способы разрушения льда. Почему у нас именно взрывные работы проводятся? Места, где будут проводиться взрывные работы, уже известны?

- Исходя из многолетних наблюдений, наиболее вероятное образование ледовых заторов возможно на пяти участках реки Амур. По два в Сковородинском и Шимановском районах, и один проблемный участок в Магдагачинском районе.  Комиссией ЧС и ПБ при Правительстве Амурской области принято решение о   проведении взрывных работ на этих участках реки Амур,  как наименее затратный способ ослабления  ледового покрытия.  Если говорить о других способах, используемых для борьбы с заторами, таких как зачернение и распиловка льда, они используются, например, в Республике (Саха) Якутия, детально рассмотрены, изучены и опробированы на натурных участках. Но не нашли практического применения на территории Амурской области в силу своей затратности и нецелесообразности.

 

- Какие превентивные мероприятия будут проводиться и какими силами?

 

- Принимая во внимание предварительный прогноз и возможную угрозу подтопления населенных пунктов на территории области, кроме проведения работ по разрушению структуры льда, будет осуществляться контроль за гидрологической обстановкой и выполнение мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод на малых реках центральных и южных районов области. Для проведения взрывных работ планируется привлечь  оперативные группы Главного управления МЧС России по Амурской области и поисково-спасательного отряда ГКУ «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области», подразделений Министерства обороны  Российской Федерации.

Отделом водных ресурсов Амурского бассейного водного управления Федерального агентства водных ресурсов разработана и утверждена губернатором Амурской области программа мероприятий по проведению дноуглубительных работ и строительству объектов инженерной защиты от наводнения на территории Амурской области, рассчитанная на 2014 – 2016 годы. Программой предусмотрено строительство сооружений инженерной защиты на территории населенных пунктов Касаткино Архаринского района, Ивановка Зейского района, Мазаново, Белоярово, Красноярово Мазановского района, Градеково, Усть-Ивановка, Владимировка Благовещенского района, Новопетровка Константиновского района, Калинино Михайловского района, а в с. Константиновка Константиновского района планируется капитальный ремонт защитных сооружений.

           В период прохождения паводка будут работать 30 оперативных групп. Общая численность группировки сил и средств, готовых к реагированию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, по предварительным подсчетам составляет более 9400 человек, более 3500 единиц техники, 95 плавсредств, 19 единиц авиатехники (в том чиле девять беспилотных летательных аппаратов), том числе от МЧС России более 1300 человек, 237 единиц техники, 41 плавсредство.

- Если представить что где-то на проблемном участке Амура образовался затор, как населенные пункты спасать будете?

- Как я уже говорил, затор – это явление кратковременное, сопровождающееся  быстрым поднятием уровня воды на заторных участках. Одновременно будем проводить мероприятия  по ликвидации заторов и работать с населением, чтобы не допустить трагических последствий. Алгоритм действий отработан. В первую очередь проводится оповещение населения, попадающего в зону затопления. Затем следует целый комплекс мероприятий в соответствии с Планом смягчения рисков  и реагированию на ЧС в паводкоопасный период, разработанным органами местного самоуправления в каждом районе, населенном пункте, подверженном этому природному явлению. При необходимости проводится комплекс эвакуационных мероприятий и мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению  отселенного (пострадавшего) населения. Одновременно   к месту образования затора выдвигаются спасательные формирования, которые проводят мероприятия по его разрушению и укреплению защитных сооружений. В наиболее сложных случаях, пострадавшим будет оказываться как индивидуальная, так и групповая психологическая помощь, направленная на снижение психоэмоционального напряжения, создание ресурса при переживании горя (при значительном материальном ущербе).

 

 - Река Амур – трансграничная. Как наши соседи реагируют? Проводят ли они подобные превентивные мероприятия? Согласовывается ли с сопредельной стороной проведение этих работ?

 

      - Безусловно, и в период подготовки, и во время паводка мы тесно взаимодействуем с соседями. Из опыта прошлых лет,  в период паводка стороны представляли друг другу актуальную информацию о складывающейся обстановке на своих территориях, уровнях воды в основных реках, которые влияют на паводковую ситуацию на реке Амур, предпринимаемых усилиях для минимизации последствий наводнения, защите населенных пунктов и т.д.  Работа по своевременному обмену информацией - необходимое условие для двустороннего сотрудничества между нами и КНР, она носит системный характер.

       В марте пройдут  переговоры с Народным Правительством города Хэйхэ (КНР), в ходе которых будут подведены итоги совместной работы по проведению противопаводковых мероприятий, будет согласован порядок обмена информацией о гидрологической обстановке на р. Амур, привлечения сил и средств при возникновении чрезвычайных ситуаций. Российские и китайские специалисты обменяются информационно-аналитическими материалами о гидрометеорологической обстановке в бассейне р. Амур, прогнозами прохождения паводка, а также уточнят номера телефонов оперативно-дежурных служб и порядок взаимодействия.

Эта статья полезна?

Контакты

101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4162) 226-105
Приемная начальника
8 (4162) 539-999
Единый «телефон доверия»