10 ноября 2016, 00:00
13
9 минут

Врио начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Амурской области Сергей Каюков в программе "Простые вопросы" о пожаре на складе "Домино"

Смотреть программу

Крупный пожар на складе пиротехники 9 ноября стал новостью номер один для благовещенцев. Так случилось, что на одно ЧП наложилось другое – пострадали пожарные: причём, не от огня и петард, а в результате опрокидывания подъёмника.

Во избежание слухов и домыслов, для получения информации из первых рук, мы пригласили в студию временно исполняющего обязанности начальника управления надзорной деятельности регионального ГУ МЧС Сергея Каюкова.

– Здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Сразу после всего случившегося состоялся брифинг. Разбор полётов помог расставить все точки над i?

– Ещё много чего предстоит сделать и выяснить. Разбор полётов мы не проводили, будет специальное мероприятие, на котором каждый боевой участок, каждый сотрудник, принимавший участие в данном пожаре, будет опрошен, будут сделаны выводы, чтобы избежать в дальнейшем таких происшествий.

– Если изложить вкратце всю историю пожара9 ноября – как развивались события?

– В 06.42 на пульт пожарной охраны поступило сообщение о пожаре на складе «Домино» в городе Благовещенске, по улице Заводской. Сразу туда выехали наши подразделения, оценив обстановку, установили повышенный номер вызова («1-БИС»). Затем ранг пожара был поднят до третьего, и весь гарнизон пожарной охраны участвовал в ликвидации данного происшествия, данного пожара.

– То есть, это был сложный пожар?

– Да, это был сложный пожар.

– Система пожаротушения на складе сработала? Или не сработала, или её не хватило?

– Надо сказать, что данный объект в 2015 году в декабре проверялся инспектором пожарного надзора, и на тот момент выявлено нарушений не было. Он был оборудован автоматическими установками пожарной сигнализации, системой порошкового пожаротушения (модулями типа «Буран»), там была установлена система охранной сигнализации, и нарушения на объекте отсутствовали. Руководители, ответственные лица были обучены требованиям пожарной безопасности, имели специальное удостоверение.

– Скажем так, если бы не пиротехника, то, возможно, система пожаротушения на складе отработала бы как надо?

– Система пожаротушения была установлена в той секции, где находилась пиротехника. Она сработала тогда, когда помещение было подвергнуто воздействию огня. До этого система не срабатывала, она срабатывала уже в последующем. Пожар начался не с той секции, где хранилась пиротехника, а в другом месте.

– Рассматриваются разные версии возгорания, в том числе и поджог. Действительно похоже на поджог, есть подозрения?

– Сегодня отделением дознания проводятся мероприятия по установлению причины пожара. В этих мероприятиях участвуют эксперты пожарной исследовательской лаборатории, изъяты вещественные доказательства, проводится осмотр места происшествия, и говорить, что сегодня какая-то причина преобладает, мы не можем. Исследуются версии все – в том числе, поджог, неисправность работы электрооборудования и другие причины пожара.

– Ранее соседний дом уже горел, и было установлено, что это поджог. Местные жители теперь переживают, что пошла какая-то тенденция, какая-то цепь поджогов, что их пытаются как-то выгнать с этой земли, что кому-то это выгодно. Это из разряда теории заговора или действительно переживания людей небеспочвенны?

– Это похоже на теорию заговора. Жителей, проживающих в тех домах, можно понять. Действительно по этим домам были пожары, причиной которых явился поджог, сейчас эти происшествия расследуются компетентными органами. Но эти случаи никак не связаны с пожаром, который произошёл на складе. Просто они находятся в одном районе. У нас нет пока достаточных оснований для того, чтобы связать эти пожары.

– Было снято не одно видео с места происшествия. Смотреть на кадры, где всё горит, взрывается, крыша здания буквально подпрыгивает, без содрогания нельзя. И в самом эпицентре этого вулкана – наши огнеборцы. Когда произошёл взрыв, они не отступили, продолжили тушение. Одновременно и чувство гордости за них испытываешь, и чувство страха за них. В то же время задумываешься: они действовали согласно инструкции? Когда происходит что-то подобное, они не должны отступить, подождать – вдруг случится новый, более сильный взрыв?

– Да, возможно, была вероятность того, что они получат травму. Но эта работа предполагает определённый риск. Сегодня из Хабаровска прибыла соответствующая комиссия, которая оценит правильность действий пожарных и их руководителей. Сказать, правильно они действовали или неправильно, сможет комиссия. Она разберётся, где у кого были какие недостатки, кто действовал правильно, решительно, выбрал нужное направление. Всё решит комиссия вышестоящего органа.

– А тушить была возможность только непосредственно сверху? Проникнуть в помещение в газозащитных костюмах уже было нельзя?

– Можно было, и такая попытка делалась. Первоначально пытались тушить огонь изнутри, туда проходили пожарные, но было очень сильное развитие, очень много дыма, высокая температура. И, чтобы нам не потерять жизни людей, специалисты были отозваны с этого варианта тушения. Но внутри никого из людей не было, это было установлено, они обследовать успели те помещения, в которых пожар развивался.

– То, о чём я говорил в самом начале, когда на одно ЧП наложилось другое ЧП – пострадали пожарные не от огня, не от дыма, а из-за технической неисправности. Что произошло конкретно?

– У нас есть автомобильный коленчатый подъёмник, он произведён на базе автомобиля «КамАЗ». Мы его недавно получили с завода-изготовителя.

– То есть, он новый?

– Да, 2012-го года выпуска. Тем более он прошёл техническое обслуживание буквально в начале этого месяца. Специалисты, которые на нём работали и получили травмы, были обучены для работы на данной технике. Там получил травму начальник караула и двое пожарных. Все они – профессионалы, их вины в произошедшем мы пока не видим. Сейчас к нам прибыл с завода-изготовителя специалист, инженер. Создана специальная комиссия, которая установит, по какой причине случилось это происшествие. Там подломило аутригер – это лапа опорная, которая выдвигается для жёсткой установки техники и работы коленчатого подъёмника.

– Ну это ещё повезло ребятам (насколько можно говорить в этой ситуации, что повезло), что они упали не в самое пекло, а на землю.

– Да. Ну, коленчатый подъёмник стоял достаточно далеко от очага пожара, но вероятность того, что они могли оказаться внутри склада, где происходило активное горение и большие завалы, была велика.

– Какие травмы получили пожарные?

– Перелом лучевой кости, перелом лопатки, сотрясение мозга – средней степени тяжести получили травмы.

– Их жизни ничего не угрожает?

– На сегодняшний день – нет. Наши специалисты-психологи из пожарного отряда №1 постоянно за ними наблюдают, врачи с нами находятся в контакте, жизни пострадавших на сегодняшний день ничего не угрожает.

– Они застрахованы?

– Да, конечно, все сотрудники МЧС застрахованы в компании, которая соответствующие выплаты им произведёт.

– Компенсация будет?

– Да, конечно.

– Вне зависимости от того, виноват производитель или те, кто использовали технику?

– Безусловно. Вины пожарных в том, что они получили травмы, нет. Технику безопасности они не нарушали.

– Прошлым летом в городе тоже горел склад пиротехники. Тогда погибли люди. Как избежать подобных инцидентов, если речь не идёт о поджоге? Какие меры безопасности людям следует соблюдать?

– Если говорить об объектах, где хранится именно пиротехника, то, в основном, пожары происходят при погрузочно-разгрузочных работах – при детонации, либо при работе с запалами. Здесь же, в пожаре 9 ноября, таких работ никто не производил. Пожар произошёл не по причине воспламенения пиротехники – там, где она хранилась, пожар первоначально не развивался. Пожарные даже принимали меры, чтобы эвакуировать эту пиротехнику. Определённое количество ящиков они вытащили с этого склада. Когда же эвакуацию пиротехники производить стало трудно, ограничились одним тушением. Меры там самые простые – необходимо соблюдать нормы хранения пиротехники, приобретать и реализовывать исключительно сертифицированную продукцию, ну, и допускать к работе с пиротехникой специально обученных людей, которые прошли соответствующую подготовку. Где-то две недели назад мы получили распоряжение вышестоящего командования о том, чтобы провести проверки данной категории объектов. Вчера заместителем городского прокурора этот вопрос был решён, в наш адрес требование поступит. Первоначально будет Благовещенск обследован, а затем – и другие населённые пункты.

– Спасибо вам большое за разъяснения. Это были «Простые вопросы» для Сергея Каюкова, мы говорили о пожаре на складе пиротехники 9 ноября. Берегите себя. Увидимся.

 

Эта статья полезна?

Контакты

101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4162) 226-105
Приемная начальника
8 (4162) 539-999
Единый «телефон доверия»