18 июля государственному пожарному надзору России исполняется 95 лет со дня образования. Об особенностях профессии рассказал главный государственный инспектор по пожарному надзору Амурской области полковник внутренней службы Сергей Анатольевич Чебыкин.
Сергей Анатольевич – коренной амурчанин, родился и вырос в городе Белогорске. По карьерной лестнице прошел от инспектора инспекции ГПН Тындинского отряда УГПС УВД до главного Государственного инспектора по пожарному надзору Приамурья, вот уже 11 лет возглавляет ГПН Амурской области.
- Сергей Анатольевич, государственному пожарному надзору страны исполняется 95 лет, дата знаменательная. О проблемах противопожарной защиты объектов области, о расследовании причин и обстоятельств пожаров говорим часто, а сегодня поговорим о Вас, о службе, о личном составе. Вспомним начало пути.
- В 1992 году я окончил среднюю школу и поступил в Иркутское пожарно-техническое училище МВД России. В 1995 году получил диплом и специальность «техник противопожарной защиты», и первое специальное звание лейтенант внутренней службы. Я вернулся в Амурскую область для дальнейшего прохождения службы в Управлении государственной противопожарной службы УВД Амурской области.
- Почему именно государственный пожарный надзор, ни пожаротушение, ни какое-то другое направление?
- Специальность «техник противопожарной защиты», которую мы получали по окончании училища, универсальная. Мы могли продолжить службу и начальниками караула, и инспекторами ГПН. Я, как и все молодые лейтенанты, мечтал служить начкаром: тушить пожары, спасать людей. Профессия героическая, работа настоящих мужчин. Невозможно передать словами ощущения, когда ты победил, и огонь потушен. Мечта сбылась, я получил распределение для дальнейшего прохождения службы в Тындинский отряд пожарной охраны начальником караула. Начальник УГПС полковник внутренней службы Анатолий Аксентьевич Гиренко пожелал нам, молодым лейтенантам, успешной службы.
А уже через несколько минут после завершения распределения меня пригласил в кабинет заместитель начальника УГПС Виктор Павлович Хаустов, возглавлявший в то время ГПН области. Мне было интересно учиться, соответственно, были хорошие оценки по предметам, в частности по пожарной автоматике, по пожарной профилактике в строительстве. Состоялась серьезная беседа с Виктором Павловичем, он предложил мне должность инспектора ГПН, в Тынде как раз была вакансия. Рассказал о работе инспектора ГПН, перспективах и рекомендовал подумать. У меня было три дня на размышление. Ехал в Тынду в твердой уверенности быть начальником караула.
Но от судьбы не уйдешь (улыбается). Прибыл я в Тынду, первая встреча с руководством. Обязанности начальника отряда исполнял в тот момент его заместитель по ГПН Михаил Александрович Чечеткин. Он был очень заинтересован в укомплектовании подразделения и предложил еще подумать до утра. И решающую роль в выборе направления деятельности сыграла в тот момент перспектива излишка свободного времени: служба начкара – сутки через трое, город незнакомый, друзей нет… На следующий день я пришел на службу с окончательно принятым решением – буду инспектором ГПН, познакомлюсь с городом, с людьми, не понравится – пойду в начкары.
- Был ли у Вас наставник, которому Вы и сегодня по прошествии времени сказали бы спасибо за науку?
- Мне в жизни везет на хороших людей. Специалистов с большой буквы, которые помогали осваивать профессию, делились своими знаниями, опытом за 27 лет службы было много. И всем им огромное спасибо. А мой самый первый наставник – начальник инспекции ГПН капитан, а потом и майор, внутренней службы Вячеслав Юрьевич Зайцев. Это он научил меня азам профессии, ведению контрольно-наблюдательных дел, оформлению документов по пожарам и многому другому. Пока я стажировался и на объекты некоторые со мной ходил, и на пожары выезжали вместе.
- Кстати, о пожарах. Одно из направлений деятельности инспектора госпожнадзора – дознание по пожарам. Помните свой первый пожар? Сложно было установить причину и виновных лиц?
- Мое первое разбирательство по пожару было еще в период вхождения в должность, в первый месяц службы в Тынде. Горел жилой деревянный щитовой 18-квартирный дом коридорного типа в районе Мостоотряда. Горело сильно, строение старое, район безводный, застройка плотная, была угроза распространения огня на соседние такие же дома. Вместе с начальником инспекции я выехал на пожар. Сотрудник ГПН входил в состав штаба пожаротушения, и одна из функций инспектора в период тушения пожара тогда заключалась в организации взаимодействия с администрацией объекта. В то время не было управляющих компаний, жилой сектор был на балансе той организации, которая его построила. И мне, зеленому лейтенанту, предстояло связаться с руководством Мостоотряда и добиться, чтобы они направили на пожар тяжелую технику для разбора конструкций горевшего дома, чтобы не допустить распространения огня. С задачей справился, соседние дома от огня не пострадали. Вот тогда в первый мой выезд на пожар я с удивлением узнал, сколько разных вопросов предстоит решать, даже не по прямому направлению деятельности.
- Вспомните самый сложный или самый интересный в плане расследования пожар
- Таких за годы службы было много. Каждый пожар интересен по-своему. Пожары в торговых центрах, больших магазинах были во все времена. В конце 90-х в Тынде на центральном рынке сгорел торговый центр, в народе его называли «Бочка». Самый большой в то время магазин в городе, с множеством торговых точек разных индивидуальных предпринимателей. Пожар был сложный и в плане тушения и спасения имущества людей, и в плане расследования. По факту пожара было возбуждено уголовное дело, создана группа по расследованию причин и обстоятельств возникновения. Очевидцев происшествия опрашивали не по одному разу, собирали картину происшедшего, как пазлы, клеточку за клеточкой. И причину установили - нарушение правил пожарной безопасности при использовании источника открытого огня. А по сути, продавец одного из отделов женской одежды решила освятить отдел, чтобы торговля шла лучше, принесла свечу, подожгла, и торговый дом сгорел.
- ГПН – 95 лет, Вы в профессии уже 27 лет. Что изменилось за эти годы, а что в деятельности ГПН осталось неизменным?
- Изменилась структура, поменялись приоритеты в организации государственного пожарного надзора. Это продиктовано временем, решениями Президента и Правительства страны. Меняется жизнь – меняется надзор. И это правильно. Государственный пожарный надзор развивается и совершенствуется, у него появились новые функции и задачи.
Прежде всего, федеральный государственный надзор сегодня – это служба профилактики, предупреждения и управления рисками. В настоящее время кроме государственного пожарного надзора наши инспекторы осуществляют надзор в области гражданской обороны и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Подразделения сейчас называются «подразделения надзорной деятельности и профилактической работы». Проведение профилактической работы – теперь одно из важнейших направлений деятельности сотрудников ГПН.
Не одно десятилетие государственный пожарный надзор был в составе пожарных подразделений, на современном этапе ГПН выведен из состава ПЧ в самостоятельную структуру системы МЧС России.
Значительно улучшилось материально-техническое оснащение подразделений, мы стали более мобильными. Каждое подразделение ГПН, даже в самом отдаленном уголке области, имеет служебный транспорт. Это позволяет более оперативно прибывать к месту пожара, инспектор меньше времени тратит, чтобы при проведении надзорных функций, добраться до объекта надзора. В условиях Приамурья это очень актуально, расстояния между населенными пунктами у нас бывают не десятки, а сотни километров.
Если раньше пожарно-криминалистическая лаборатория, такая мини-лаборатория в чемоданчике, была только в испытательной пожарной лаборатории, то сейчас – в каждом подразделении. Это значительно облегчает проведение различных экспертиз при расследовании пожаров.
А вот требования, предъявляемые к сотруднику ГПН, остаются неизменными. Человек должен хорошо знать и ориентироваться в нормативной правовой базе, обладать такими чертами характера, как настойчивость, усердие, усидчивость, терпением, некоторой въедливостью. Быть немного психологом и педагогом, уметь общаться с людьми, обладать даром убеждения. И при этом быть легким на подъем, ведь выезжать на пожары приходится в любое время суток, в будни и праздники. Выбирая профессию инспектора ГПН, ты должен четко понимать, что выходной день и праздники, как у большинства людей, - это большая удача.
- Сколько человек несут службу в подразделениях государственного пожарного надзора Амурской области?
- В последние годы численность подразделений увеличилась: по штату нас 127 человек, и все – профессионалы своего дела.
- Сергей Анатольевич, 27 лет в профессии. Были такие моменты, что Вы с досадой сказали себе: «Надо было идти в начальники караула»…
- Честно говорю – ни разу. Ни разу не пожалел о принятом в 1995 году решении. Очень благодарен Виктору Павловичу Хаустову и Михаилу Александровичу Чечеткину, что помогли определиться с выбором профессии.
- Сергей Анатольевич, и несколько слов коллегам.
- Дорогие коллеги, уважаемые ветераны от души поздравляю всех вас с юбилейной датой образования государственного пожарного надзора страны. Благодаря вашей кропотливой работе по предупреждению пожаров год от года повышается противопожарная защита объектов и населенных пунктов, снижается количество пожаров, происходящих в нашей области, повышается противопожарная грамотность населения. Профессионального вам роста, здоровья, успехов в службе, благополучия вашим семьям и всего самого доброго.