15 апреля 2022, 15:19

Сергей Чебыкин: «За нарушение правил пожарной безопасности в пожароопасный период предусмотрена административная и уголовная ответственность»

Скачать оригинал

Пожароопасный период в нынешнем году наступил в очень ранние для Приамурья сроки и не на юге, а в северных районах области. 7 марта в четырех муниципальных образованиях и двух городах области был введен особый противопожарный режим (ОПР). В первых числах апреля число муниципальных районов, где действует особый противопожарный режим, увеличилось. Об особенностях прохождения пожароопасного периода нынешнего года, административной и уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в условиях действия ОПР рассказал заместитель начальника ГУ МЧС России по Амурской области Сергей Чебыкин.

- Сергей Анатольевич, пожароопасный период в нынешнем году наступил очень рано, 7 марта в северных районах был введен особый противопожарный режим. Напомните, пожалуйста, амурчнам что это за период и что не следует делать, чтобы не стать виновником пожара.

- Совершенно верно, в северных районах области в первых числах марта были зарегистрированы первые ландшафтные пожары, и уже 7 марта в Зейском, Магдагачинском, Сковородинском районах, Тындинском муниципальном округе и городах Зее и Тында постановлением Правительства Амурской области введен особый противопожарный режим. С 15 апреля на территории Архаринского района введен особый противопожарный режим. Ограничения теперь действуют на всей территории Амурской области. 

Согласно статье 30 Федерального закона «О пожарной безопасности», особый противопожарный режим на территориях может вводиться решением органов государственной власти или органов местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности. На период действия особого противопожарного режима на территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности. Например, меры, предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов. Устанавливаются ограничения на посещение гражданами лесов, принимаются дополнительные меры, препятствующие распространению ландшафтных пожаров на земли населенных пунктов.

- Законодательство Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности в лесах, по защите населенных пунктов постоянно усовершенствуется. Сергей Анатольевич, какие изменения принес 2022 год?

- С 1 января действуют изменения, которые внесены сразу в три Федеральных закона «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этими изменениями на органы местного самоуправления муниципальных районов и округов возложено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах этих районов за пределами городских и сельских населенных пунктов, а кроме того, с нынешнего года за этими органами закреплено право на создание муниципальной пожарной охраны.

Дополнительно введено основание для внеплановых проверок государственным пожарным надзором органов местного самоуправления при введении особого противопожарного режима. Они будут проводиться только в отношении населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, перечень которых устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ.

В текущем году, с учетом вступивших в силу нововведений и дополнений в законодательство в области пожарной безопасности, проведена актуализация перечня населенных пунктов Амурской области, подверженных угрозе лесных пожаров. Этот список дополнен организациями отдыха и оздоровления детей, имеющих общую границу с лесами, а также населенными пунктами, подверженными угрозе других ландшафтных (природных) пожаров. Всего в него включено 572 населенных пункта области и 16 организаций отдыха детей.

- Расскажите об изменениях в административное и уголовное законодательство, если такие изменения есть.

- С 6 апреля 2022 года вступили в силу изменения, которые были внесены в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательства. Они изменили меру ответственности. С этого дня при расследовании причин природных пожаров и установлении виновных лиц дознаватели государственного пожарного надзора МЧС России будут руководствоваться новыми нормами.

Федеральным законом № 63-ФЗ от 25 марта нынешнего года внесены изменения в первую часть статьи 261 Уголовного кодекса РФ, согласно которым уголовная ответственность за уничтожение и повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наступает в том случае, если эти деяния причинили значительный ущерб. В соответствии с примечанием к данной статье значительным ущербом признается ущерб, причиненный лесным насаждениям, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий 10 тысяч рублей.

Вместе с этим упразднена часть вторая статьи 261 УК РФ, которая предусматривала уголовную ответственность за уничтожение и повреждение лесных насаждений в крупном размере. Соответствующие изменения внесены и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

С 6 апреля внесены изменения в часть 4 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Теперь административная ответственность предусмотрена за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействия) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Это значит, что в случае причинения лесному фонду ущерба на сумму менее 10 тысяч рублей и при наличии человеческого фактора, то есть присутствия формальных признаков преступления, виновное лицо будет привлечено к административной ответственности.

Усилена и ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений, если их стоимость превышает 10 тысяч рублей. Теперь это неосторожное деяние считается преступлением средней тяжести, так как максимальное наказание за его совершение, предусмотренное УК РФ, превышает 3 года лишения свободы.

  - Вернемся к вопросу особого противопожарного режима. Напомните амурчанам об административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.

- Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях и Лесным кодексом Российской Федерации.

Часть вторая статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность граждан в условиях особого противопожарного режима в виде штрафа. Сумма штрафа может быть на граждан в размере от двух до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от 15 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.

    Статья 8.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Первая часть этой статьи «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Часть 2 «Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра». Эта часть статьи 8.32 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000 рублей; на должностных лиц - от 15000 до 25000 рублей; на юридических лиц - от 150000 до 250000 рублей.

Часть 3 статьи 8.32 предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000; на должностных лиц - от 20000 до 40000 рублей; на юридических лиц - от 300000 до 500000 рублей.

А о новой редакции части 4 статьи 8.32 я уже рассказал.

- Сергей Анатольевич, если по вине гражданина, нарушившего правила пожарной безопасности, пострадало имущество соседей, какая ответственность предусмотрена законом?

- В подобном случае в действие вступает статья 168 Уголовного кодекса Российской Федерации. Приведу статью дословно: «Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, наказываются штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года либо, лишением свободы на тот же срок».

- Сергей Анатольевич, погода в нынешнем апреле не стабильна, начало месяца порадовало теплыми днями, а потом циклон принес ухудшение погоды.

- И тем самым дал амурчанам возможность привести свои придомовые территории, приусадебные участки в порядок, а сотрудникам государственного пожарного надзора и пожарным сосредоточиться на проведении профилактической работы с населением по разъяснению правил пожарной безопасности.

Сотрудники подразделений надзорной деятельности и профилактической работы области проводят надзорные мероприятия за реализацией органами местного самоуправления мер пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах, имеющих общую границу с лесными участками и подверженных угрозе перехода на них природных пожаров. По состоянию на 15 апреля, проведено 229 выездных проверок населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и ландшафтных (природных) пожаров, по результатам которых в 216 населенных пунктах выявлено 783 нарушения требований пожарной безопасности. За допущенные нарушения возбуждено 67 дел об административных правонарушениях, к ответственности привлечено 63 должностных лица органов местного самоуправления, а также 4 юридических лица. Проведение проверок населенных пунктов планируется завершить к 1 мая текущего года.

В ежедневном режиме проводятся рейды межведомственными группами, в состав которых входят сотрудники ГПН, полиции, специалисты администрации муниципальных образований. Этими комиссиями осмотрено и обследовано более тысячи участков территорий общего пользования населенных пунктов, 160 участков земель сельхозназначения и запаса, более четырех тысяч домовладений и приусадебных участков. Начата проверка дачных и садовых объединений.

Одновременно с профилактической работой проводится расследование причин и обстоятельств возникновения природных пожаров и палов. Установлено шесть виновников в возникновении пала сухой растительности в Сковородинском, Магдагачинском, Зейском районах, Ивановском муниципальном округе и в г. Благовещенске.

- Сергей Анатольевич, впереди выходные дни, они обещают быть теплыми, наверняка очень многие амурчане поедут на дачи, свои садовые участки, любители отдыха на природе поедут в лес.

– Начинается садово-огородный период, на этом этапе основные работы – это очистка территории от сухой травы и мусора. Садоводам важно проводить эту работу без применения огня, о возможных последствиях нарушения правил пожарной безопасности мы поговорили сегодня подробно. В выходные дни число межведомственных групп, патрульно-контрольных групп, которые будут патрулировать в садовых товариществах, в населенных пунктах, примыкающих к лесным массивам, будет увеличено. Главная задача – предотвратить возникновение природных пожаров и палов.


Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной